Символическое изображение головы Владимира Ильича Ленина, его подпись и указание на то, что сайт находится в домене верхнего уровня для некоммерческих ресурсов - .info





Фотография тела Владимира Ильича Ленина в Мавзолее


Голосование


Предлагаем Вам высказать своё мнение по следующему вопросу:

Что бы Вы сделали с теми, кто хочет вынести тело
В. И. Ленина из Мавзолея?

Уничтожил(а) бы их вместе с семьями - чтобы дурные гены не плодились
Уничтожил(а) бы только их, т. к. "в семье не без урода" и близкие в этом не виноваты
Проклял(а) бы их навечно и плевал(а) бы в рожу при встрече, а по возможности и бил(а) бы
Никогда не подал(а) бы руки, относился(ась) бы как к прокажённым
Ненавидел(а) бы гадов, но виду не подавал(а)
Попытался(ась) бы изменить их убеждения, хотя это и бесполезно
Ничего
Сказал(а) бы "Спасибо!" - давно пора
Расцеловал(а) бы в обе щеки - побольше бы таких
Дал(а) бы денег - мудрость должна всегда иметь материальное вознаграждение

Посмотреть результаты


Комментарии


«Первая <  851 | 852 | 853 | 854 | 855 | 856 | 857 | 858 | 859 | 860 |  > Последняя» 


 Владимир - 07.01.2009 12:41
 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; InfoPath.1)

Вспомнил смешной случай: году в 89-90-м мы с друзьями гуляли, пригласили к себе девушек с соседнего столика, ну, угостили, разговорились, потом один из нас невзначай обронил что-то про "козла Ельцина". Так девушки так на нас обиделись: "кто козел?! Марина, с кем мы сидим?!" - и ушли, мы потом ругались, черт тебя дернул с бабами о политике говорить. Ведь это тогда был типа "народный герой", и интеллигенция, и те же работяги-шахтеры за него горой стояли, а уж бабы глупые значки носили с его портретами! Самое смешное - через 2-3 года 90% из них стали проклинать его на чем свет стоит - обмунал, гад, не дал чуда по щучьему велению! Так же и Ленин действовал в 17-м - обещал направо-налево, народ и повелся, и так же чихать ему на Россию было. А народ зомбировать - раз плюнуть, зло берет даже на наших людей!

Кстати, обратите внимание на зеркальное сходство событий августа 1917 (Корниловский мятеж) и августа 91-го: параллели необычайно четкие в действиях и последствиях - Керенский в роли Горбачева, Корнилов в роли ГКЧП, Ельцин в роли Ленина
 

 Владимир - 07.01.2009 13:10
 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; InfoPath.1)

Вячеслав, насчет сравнения западных и наших ценностей можно писать долго, но вот я хотя бы такой пример на бытовом уровне приведу: у них не принято давать друг другу взаймы, угощать друг друга и т.п., то есть господствует индивидуализм, и это заложено особенно четко в протестантских религиях (не случайно наиболее типичные капиталистические страны - протестантские). Так что демократия и парламентаризм - еще далеко не показатель человечности.

А по поводу ностальгии многих по "застойным временам" - бородатый анекдот: комсомольцы спрашивают старика: "Дед, когда лучше жилось - при царе или теперь?". Дед подумал и говорит: "При царе!". - "Почему? Тебе ж советская власть пенсию платит, дети вон образование бесплатно получили". - "Все равно при царе". - "Да почему, дед?!" Старик сокрушенно вздохнул и говорит: "При царе у меня х... стоял и зубы были!". Смысл: молодость всегда лучше старости, поэтому людям свойственно часто идеализировать времена своей молодости, если, конечно, они не были связаны с голодом и войной
 

 Вячеслав - 07.01.2009 13:23
 Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.0; ru; rv:1.9.0.5) Gecko/2008120122 Firefox/3.0.5

Владимир, я ж не сравнения просил, а чёткого и недвусмысленного определения в стиле "это есть то-то, то-то и то-то". Иначе непонятно, о чём дискуссию вести.
Кстати, никто из моих знакомых такого определения дать не смог. Отделываются общими словами типа "так, как там"))))))
 

 Владимир - 07.01.2009 14:16
 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; InfoPath.1)

Вячеслав, попробую попозже, сейчас пошел праздновать. А впрочем, думаю, не хуже меня вам может объяснить Князь или Андрей
 

 КНЯЗЬ! - 07.01.2009 15:15
 Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.0; ru-RU) AppleWebKit/525.27.1 (KHTML, like Gecko) Version/3.2.1 Safari/525.27.1

IV часть
===========================

128

Синода) была введена императором Петром I 25 января 1721 г. практически одновременно с аналогичными присяга-

ми для членов министерских коллегии 147 .

На том заседании члены Св. синода пришли к выводу, что некоторые обещания, произносимые архиереем перед рукоположением, утратили свое значение. Поэтому было признано необходимым исправить текст епископской присяги «применительно к условиям прохождения архипастырского служения в настоящее время». Аналогичное заключение было сделано и о форме присяги архиереев, вызываемых в Св. синод. Она была охарактеризована как «не соответствующая современным условиям жизни». Ее было решено отменить. В современной церковной учебной литературе данная присяга названа «противоканонической и оскорб-

ляющеи архиерейскую совесть»148 .

В результате Синод принял определение, согласно которому, во-первых, утверждался и вводился в церковное употребление новый, исправленный «Чин исповедания и обещания архиерейского». Исправленная архиерейская присяга в части, касающейся гражданских обязанностей епископа, свелась к обещанию быть верным подданным императора согласно необходимости следования словам Священного Писания [Матф. 22, 21">, требующего такого отношения к верховной власти149. Таким образом, прежняя пространная

(РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отд. II стол. Д. 2423. Л. 2—10).

Клятвенное обещание возводимых в епископский сан содержало в себе многие аспекты. Так, поставляемый обещал соблюдать церковные предания, священные каноны, управлять паствой в духе евангельской кротости, оказывать послушание высшей церковной власти и проч.

147 Духовный регламент ... Указ. соч. С. 5; Верховской П.В. Указ, соч. Т. 1.С. 188.

148 Цыпин Владислав, протоиерей. Учебное пособие для 4-го класса духовной семинарии по истории Русской церкви. Синодальный период. Загорск, 1988. С. 16.

Новый, дословный текст этой части присяги: «Еще же, по заповеди Господней «Воздадите кесарева кесареви, а Божия Богови», обещаваюся быти верным, добрым и послушным подданным Его Императорского Величества». Далее упоминались по имени и отчеству император и наследник престола (РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отд. II стол. Д. 2423. Л. 40; Чин избрания и рукоположения архиерейского. СПб., 1910. Л. 19).

129

присяга заменялась новой — краткой и достаточно формальной. Во-вторых, в этом определении присяга для присутствующих в Св. синоде архиереев объявлялась упраздненной. Однако здесь же оговаривалось, что прежде, чем принять намеченные меры к исполнению, о них через обер-прокурора необходимо было известить императора150. (Но несмотря на эту оговорку, на сохранившейся в архивных фондах копии рассматриваемого определения стоит расписка чиновников канцелярии синодального ведомства о том, что оно было «пропущено к исполнению» и «исполнено» 20-го числа151 того же месяца)152.

Доклад обер-прокурора К.П.Победоносцева о предложениях Св. синода был представлен императору 23 февраля 1901 г. После чего на документе Николаем II синим карандашом была поставлена пометка «рассмотрения».

Постановление Синода о тиражном издании исправленного «Чина исповедания и обещания архиерейского» и об отмене присяги архиереев, вызываемых для присутствования в Синоде153, было принято 27 февраля154. Профессор П.В.Верховской, являвшийся современником событий, отметил незаконность отмены присяги «для присутствования в Синоде»: она была установлена повелением Петра Великого,

150 РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отд. II стол. Д. 2423. Л. 1—1 об.

151 В те же дни состоялось знаменитое отлучение от церкви писателя Л.Н. Толстого. Оно было предпринято за критику Толстым основопола-гающих догматов и богослужебных установлений христианской церкви. Отлучение содержалось в синодальном определении № 557 от 20— 22 февраля 1901 г., которое было оформлено в виде послания «Верным чадам Православныя Кафолическия Грекороссийския Церкви» (ЦВ. 1901. № 8. С. 45—47).

152 РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отд. II стол. Д. 2423. Л. 1об. Следующий этап по сокращению и внесению некоторых смысловых изменений в другие церковные присяги (принимаемых при посвящении в стихарь псаломщика, в дьяконский, иерейский и в архиерейский чины) наступил в марте 1917 г. Его начало было связано с революционнополитическими событиями.

154 РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отд. II стол. Д. 2423. Л. 35-41, 43—45; Чин исповедания и обещания архиерейского СПб., 1901; Карташев А.В. Очерки ... Указ. соч. Т. 2. С. 362—363; Верховской П.В. Указ, соч. Т. 2. С. ПО.

130

а отменена самим Св. синодом155. После чего была лишь доведена до сведения Николая II. Логичен вопрос Верховского: «Чем объяснить такой образ действий в столь щекотливом в течение целых двух столетий вопросе — неизвестно»156.

По словам одной из современниц событий, епископат пошел на сокращение своих присяг, «чтобы не служить царю и не учить этому народ»157. Причиной послужило то, что высшее духовенство РПЦ, будучи недовольным сложившимися на протяжении синодального периода церковногосударственными отношениями и чувствуя себя «угнетенным» императорской обер-прокуратурой, считало для себя «унизительным» выполнять в государстве охранительную функцию. Надежды на «освобождение», «раскрепощение» Церкви духовенство связывало с ожидаемой сменой формы государственной власти в России, с окончательным решени-

155 С рассмотренными определениями Св. синода связаны имена двух видных иерархов, сыгравших в церковно-государственных отношениях в феврале—марте 1917 г. одну из ключевых ролей. Первый из них — митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский; в марте 1917 г. — первоприсутствующий член Св. синода, митрополит Ки-евский и Галицкий). Он принимал участие в принятии решения о сокра-щении и отмене названных присяг. Вторым был Сергий (Страгородский). С 24 января 1901 г. он являлся ректором С.-Петербургской духовной ака-демии, весной 1917 г. в ранге члена Св. синода и будучи архиепископом Финляндским и Выборгским, Сергий был председателем синодальной Комиссии по исправлению богослужебных книг.

Сергий Страгородский был первым, чье наречение во епископы прошло по новому чинопоследованию с сокращенной архиерейской присягой: оно состоялось 22 февраля 1901 г. А через три дня, 25-го числа, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Сергий был хиротонисан (рукоположен) во епископа Ямбургского, третьего викария С.-Петербургской епархии (ЦВ. 1901. № 5. С. 30; Там же. Прибавл. к № 9. С. 311—313).

В мартовские дни 1917 г. под непосредственным руководством Владимира Киевского и Сергия Финляндского проходило изменение богослужебных чинов и молитвословий. О смысле, значении и последствиях серии соответствующих деяний Св. синода, произведенных в первые дни и недели после Февральской революции, будет рассмотрено подробно ниже.

156 Верховской П.В. Указ. соч. Т. 1. С. 189—190.

157 К.В.П. Угодница Божия Пелагея Рязанская //Жизнь вечная. М, 1996. №18 (март). С. 2—3.

131

ем вопроса между «священством и царством».

Еще одно изменение богослужебных книг РПЦ, касающееся церковно-государственных отношений, было произведено в период после первой российской революции: не ранее рубежа 1905—1906 гг. и не позднее 1913 г.158 Сокращению подверглось молитвенное поминовение царя. Так, до 1913 г. на проскомидии — начальной, исполненной сакрального смысла, стадии литургии (центрального христианского богослужения) — особым образом из четвертой просфоры159 вынимались, в частности, две частички с соответствующими молитвами «здравии» императора и отдельно — Синода и восточных патриархов160. Эти частички ведущим службу священником размещались на священном сосуде — дискосе161. Их расположение должно было полностью соответствовать воспроизводимой в богослужебной книге («Служебнике») схеме162. В «Служебнике», изданном в С.-Петербурге в 1913 г., тот же проскомидийный рисунок, неизменный с XVIII в., уже не содержал изображения двух частиц, вынимаемых за императора, Синод и восточных патриархов (хотя форма их устного молитвенного поминовения осталась неизменной163)164. С тех пор он полностью тождественен изо-

158 Когда точно и с какой официальной мотивацией было произведено изменение формы проскомидийного поминовения, нам (М.Б.) пока установить не удалось.

159 Просфора — особо испеченный хлеб, употребляемый при совер-шении литургии. Имеет форму сплюснутого кружка с оттиснутым сверху, как правило, изображением креста (см. подробнее: ППБЭС. Т. 2. С. 1926).

160 Восточные патриархи — Константинопольский (он же Вселенский), Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский.

161 Дискос — небольшое священное блюдо, утвержденное на особенным образом устроенном подножии с вырезанными на его окружности определенными евангельскими словами (см. подробнее: ППБЭС. Т. 1. С. 738).

162 Божественная литургия ... Указ. соч. 1889. Л. боб; То же. ... 1900. Л. 6 об.; Служебник. Киев, 1902. Л. 80; Божественная литургия ... Указ. соч. М, 1905. Л. 9.

163 На проскомидии имело место определенное чередование «по чести» Св. синода и императора. С одной стороны, духовные чины, начиная со Св. синода, молитвенно поминались в первую очередь, а после них — император и лица царствующего дома. С другой, «царская» частица на

132

бражениям в более поздних изданиях «Служебников»165 —

петроградском 1916 г., всех советских и вплоть до послед .

них.166 Вышеупомянутые исправления литургических книг, произведенные незадолго до 1917 г., свидетельствуют о нежелании высшего духовенства РПЦ поддерживать самодержавный строй, об определенном настрое церковной иерархии, которую не устраивали ни император, ни Синод: епископату не нужен был ни тот, ни другой, а нужен был патриарх167 — первопрестольный архиерей («первосвященник»), возвышающийся своим высоким саном над земным, светским, лишенным сакрального смысла царством168.

дискосе (на проскомидийном рисунке) полагалась выше «синодальной».

164 Служебник. СПб., 1913. Л. 81.

165 «Служебник», напечатанный в Московской синодальной типографии в 1914 г., отличался от петроградского: он содержал прежний проскомидийный рисунок с поминовением императора, Синода и восточных патриархов.

По причине того, что нам (М.Б.) удалось найти лишь достаточно ограниченное число «Служебников» начала XX в., изданных в Санкт-Петербурге (Петрограде), Москве и Киеве, то пока затруднительно делать выводы о масштабах проскомидийных сокращений в период между двумя первыми российскими революциями. Возможно, измененные богослужебные книги тиражировались лишь в столице империи, непосредственно в ведомстве Св. синода.

166 См., например: Служебник. Пг., 1916. Л. 81; Служебник. М., 1984. С. 82; Служебник. М., 2003. С. 82.

167 В частности, член Св. синода архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) не скрывал свою точку зрения о том, что Синод по своей сути является неканоничным органом церковной власти, неспособным заменить собой патриарха (Верховской П.В. Указ. соч. Т. 1. С. CXXXIV— CXXXVI).

В среде столичной интеллигенции в 1905 г. о митрополите С.-Петербургском Антонии отзывались, что он хочет стать «патриархом республики» (Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 301).

168Так же, как и с текстами епископской присяги и молитвенного поминовения царя, высшее духовенство поступило и со своим анафематизмом, направленном на «дерзающих на бунт и измену» против православных государей. В начале 1918 г., на Поместном соборе РПЦ, этот анафематизм был отменен по причине «явной неактуальности текста». Тогда же церковная «анафема» была переадресована. Ею стали угрожать всем покушающимся на достояние Церкви и на само духовенство (Кравец-

133

***

Деятельность духовенства в большой степени была направлена не только на «десакрализацию» царя, но и на создание в определенной степени «богословского обоснования» революции. Процессы эти происходили исподволь: духовенство широко обсуждало новые модели церковногосударственных отношений, в которых не находилось места для императора как для помазанника Божьего. Рассматривая эти модели и понимая, что они могут реализоваться скорее всего лишь при смене в стране формы государственной власти, духовенство вполне допускало саму возможность такой смены.

Рассуждения на эту тему велись как на страницах церковной и светской периодической печати, так и на самом верху — в Св. синоде169. Причем в некоторых академических изданиях едва ли не напрямую утверждалось, что вопрос о смене формы власти со своей теоретическо-богословской стороны уже решен170. Например, ректор С.-Петербургской духовной академии епископ Ямбургский Сергий (Страгородский) (с 6 октября 1905 г. — архиепископ Финляндский и

кий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917—1918 гг. и в последующие десятилетия //ЖМП. 1994. № 2. С. 73—74); Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. Указ. соч. С. 379—380.

169 У читателей того времени от массы обширных и серьезных публикаций на тему о сложившихся в России взаимоотношениях Православной церкви и государства вполне могло сложиться впечатление о синодальном периоде как, по выражению А.Карташева, «о периоде генерально-дефективном, стоящем ниже уровня пережитых более благочестивых пе-риодов в истории Русской церкви» (Карташев А.В. Очерки ... Указ. соч. Т. 2. С. 324). Однако позже, в среде русской православной эмиграции едва ли не общепринятой стала точка зрения, что синодальный период Русской церкви — «период ее восхождения на значительно большую высоту почти по всем сторонам ее жизни в сравнении с ее древним теократическим периодом» (Там же). Т.е. как в среде общественности, так и у историков произошла значительная переориентация в оценках церковногосударственных отношений синодального периода.

170 Подробнее об этом говорится в монографии профессора Н.Суворова в историческом экскурсе, выделенном петитом (Суворов Н.С. Указ. соч. С. 212—216).

134

Выборгский) 15 августа 1905 г. в кафедральном соборе г. Гельсингфорса говорил, что он не имеет никаких пристрастий относительно форм политического устройства страны. Главное, по его словам, чтобы вера в государстве стояла превыше всего и играла руководящую роль в жизни народа, чтобы целью и частной, и общественной жизни было исполнение воли Божией и велений Священного Писания. «А это, — проповедовал Сергий, — возможно при всяком государственном устройстве»171. Кроме того, «теория неотделимости православия от самодержавия» на страницах академического журнала едва ли не официально именовалась «рискованной» по своему смыслу172.

Комментируя такую точку зрения, профессор церковного права Московского университета Н.С.Суворов отмечал: «Утверждать, что Св. синод санкционировал принцип изменяемости форм государственного устройства в России, значит приписывать ему и право отказывать в санкции, то есть усвоить ему такую власть, которую он ниоткуда и ни от кого не получал»173.

Н.Суворова поддерживал известный богослов священник Павел Флоренский. Предмет вышеупомянутых рассуждений духовенства о введении в РПЦ патриаршества и «корректировке» в стране формы правления он характеризовал в 1916 г. следующим образом: «...Имеется в виду мысль о канонической якобы необходимости монархичности духовной власти Церкви Православной, тогда как власть светская может и даже, пожалуй, должна быть коллективной. Иначе говоря, в церковных кругах, считающих себя правилами благочестия и столпами канонической корректности, с некоторых пор, стараниями главным образом архиепископа Антония (Храповицкого), стала культивироваться мысль о безусловной необходимости неограниченной церковной власти и склонность к светской власти, так или иначе коллективной, например, ограниченной коллективно выработанной консти-

171 ЦВк. 1905. №34. С. 1061.

172 ЦВк. 1906. № 1.С. 6.

173 Суворов Н.С. Указ. соч. С. 214.

135

туцией или решениями того или другого представительного органа»174.

Таким образом, и Н.Суворов, и о. Павел Флоренский указали на наличие в церковной среде определенных желаний изменить в России государственное управление: чтобы власть — вместо царского самодержавия — приняла какую-либо форму представительства (стала «коллективной»). При этом чтобы во главе РПЦ стал патриарх175. Иными словами, Суворов и о. Павел указали на существование буквального (если не фактического, то — в определенном смысле — теоретического, вроде «декларации о намерениях») противостояния в России священства царству.

По словам протоиерея Валентина Асмуса, о. Павел Флоренский, «проповедуя свои воззрения как профессор Императорской Московской духовной академии, ... явился исповедником монархизма в годы всеобщего от него отречения»176. Так, о. Павел буквально за полгода до Февральской революции писал: «В сознании русского народа самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный самим Богом факт — милость Божия, а не человеческая условность, так что самодержавие царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не

174 Флоренский Павел, священник. Параграфы 34, 35, 36 из «Философии Культа» //RA. 1996. № 1. С. 191.

175 Говоря о значительных разногласиях во взглядах духовенства на церковно-государственные отношения, можно привести цитату профессора Киевской духовной академии В.Завитневича. Весной 1905 г. он писал: «Потребуйте от нас положительного определения нашего православия ... и увидите, что даже наши специалисты в области богословской науки разойдутся во мнениях по самым основным вопросам учения нашей Церкви» (ЦВк. 1905. № 14. С. 422).

176 Флоренский Павел, священник. Параграфы ... Указ. соч. Коммент. С. 201—202.

Ректор Московской духовной академии епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), покровительствовавший о. Павлу, называл его, по словам философа А.Ф.Лосева, «единственным верующим профессором» МДА (Там же. С. 202).

Подробнее об о. Павле Флоренском см.: Голубцов Сергий, протодьякон. Московская духовная академия в начале XX века. ... Указ. соч. С. 104—107.

136

выводится из внерелигиозных посылок, имеющих в виду общественную или государственную пользу»177.

Деятельность высшего духовенства с начала XX в., направленная на получение «освобождения» церкви от влияния государства, шла по сути вразрез с существующим законодательством, противореча по меньшей мере трем статьям «Свода законов» (4-й, 64-й и 65-й). В них утверждалось о правах императора в Церкви и говорилось о приоритете монарха в государстве: о его самодержавной власти, повиноваться которой «не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает»178.

Обособление от государства, с точки зрения духовенства, означало освобождение от императорского влияния на церковь. Поэтому оно по сути приравняло царя к мирянам, сделав его так называемым «первым мирянином», «первым чадом Церкви». Духовенству, с одной стороны, мешал «внешний», царский, надзор, а с другой, нужны были широкие права на самоуправление179. Если же смотреть глубже — священноначалие видело в царе харизматического конкурента — помазанника Божия (в определенном смысле — «проводника воли Божией»), который «незаконно» восхитилде эту «функцию» у духовенства. Соответственно, свержение монархии высшему духовенству давало определенный шанс: при устранении своего «конкурента» оно имело возможность самому стать «помазанным», приобщенным к познанию пу-

177Флоренский Павел, священник. Критика книги В.В.Завитневича «А.С.Хомяков. Т. 1, Т. 2. Киев, 1913» //Богосл. вести. 1916. Июль—август. Сергиев Посад, С. 539.

178 СЗРИ. 1912. С. 11, 18.

179 Среди современных богословов существует точка зрения о правомочности и преемственности из Византии традиции участия российских самодержцев в церковных делах. Она основана на сравнении церковных полномочий византийских и русских императоров. Так, оценивая права царей во внутренних делах Русской православной церкви, о. Валентин Асмус констатирует: «Российские государи вовсе не брали на себя власти, не свойственной их константинопольским предшественникам, но, напротив, смиренно уклонялись от полноты [церковных"> полномочий, усвоенных византийскими самодержцами» (Асмус Валентин, протоиерей. Учение св. царя Юстиниана ... Указ. соч. С. 40).

137

тей «промысла Божьего».

По словам Д.Каннингема, в 1905—1907 гг. «вся Церковь [была"> заражена революционным духом». Этот зарубежный историк утверждает, что в тот период «церковное движение за независимость выглядело как вызов Церкви государству, да такой серьезный, как вызов [патриарха"> Никона царю Алексею Михайловичу в 17-м веке»180.

В целом накануне 1917 г. в России сложилась такая ситуация, что сама официальная церковь была заинтересована

в «отдалении» от государства181, в отделении от его чиновнического аппарата. Однако при этом церковь желала сохранить свои финансово-политические привилегии: первенствующее и господствующее положение по сравнению с другими конфессиями, а также во многом — государственное обеспечение. Она рассчитывала на сохранение денежного содержания духовных учебных заведений, церковноприходских школ, лавр, монастырей, жалований и пенсий клиру и т.п. Иными словами, в исторической перспективе духовенство видело такой порядок, при котором соборная, епископская, а может быть, и патриаршая церковь обрела бы независимость от государства, но при этом пользовалась экономической, политической и другой поддержкой с его стороны, а также занимала бы в стране среди всех конфессий первенствующее, центральное положение. Такое состояние церковно-государственных отношений было для духовенства гораздо предпочтительнее, чем при царизме, когда церковь фактически находилась под контролем самодержца.

В начале XX в. российское общество в борьбе с самодержавием добилось созыва Государственной думы и получило определенные гражданские свободы. Но при этом не были учтены интересы Православной церкви, которая осталась практически в одиночестве со своими нерешенными проблемами. Духовенство (в силу своего социального по-

180 Каннингем Джемс В. С надеждой на собор. Русское религиозное пробуждение начала века /пер. с англ. протоиерея Георгия Сидоренко. Лондон, 1990. С. 293, 299.

181 Карташев А.В. Революция и Собор ... Указ. соч. С. 75—101.

138

ложения) не могло принять те методы борьбы за реформы, которые использовались обществом: участие в забастовочном движении и применение методов вооруженной борьбы. Оно не могло напрямую требовать у царской власти проведения церковных преобразований и не стремилось встать в открытую оппозицию к царю. Однако священнослужители РПЦ могли оказывать идеологическое воздействие на православную паству: в первую очередь, на политическое сознание многомиллионного российского крестьянства. И в период Февральской революции духовенство широко воспользовалось этой возможностью с целью узаконить в сознании паствы свержение монархии: ради достижения своих целей по получению независимости от государства.
 

«Первая <  851 | 852 | 853 | 854 | 855 | 856 | 857 | 858 | 859 | 860 |  > Последняя» 


Форма для отправки комментариев

(Ваш комментарий будет проверен модератором.

С уважением, Администрация сайта.)

Имя (обязательно):

E-mail:

Комментарий (обязательно):