Символическое изображение головы Владимира Ильича Ленина, его подпись и указание на то, что сайт находится в домене верхнего уровня для некоммерческих ресурсов - .info





Фотография тела Владимира Ильича Ленина в Мавзолее


Голосование


Предлагаем Вам высказать своё мнение по следующему вопросу:

Что бы Вы сделали с теми, кто хочет вынести тело
В. И. Ленина из Мавзолея?

Уничтожил(а) бы их вместе с семьями - чтобы дурные гены не плодились
Уничтожил(а) бы только их, т. к. "в семье не без урода" и близкие в этом не виноваты
Проклял(а) бы их навечно и плевал(а) бы в рожу при встрече, а по возможности и бил(а) бы
Никогда не подал(а) бы руки, относился(ась) бы как к прокажённым
Ненавидел(а) бы гадов, но виду не подавал(а)
Попытался(ась) бы изменить их убеждения, хотя это и бесполезно
Ничего
Сказал(а) бы "Спасибо!" - давно пора
Расцеловал(а) бы в обе щеки - побольше бы таких
Дал(а) бы денег - мудрость должна всегда иметь материальное вознаграждение

Посмотреть результаты


Комментарии


«Первая <  852 | 853 | 854 | 855 | 856 | 857 | 858 | 859 | 860 | 861 |  > Последняя» 


 КНЯЗЬ! - 07.01.2009 15:23
 Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.0; ru-RU) AppleWebKit/525.27.1 (KHTML, like Gecko) Version/3.2.1 Safari/525.27.1

I – часть
=====================

73

поведаний2. Планировалось, например, позволить подданным переход из православия в другие христианские исповедания3.

Сразу после появления высочайшего указа на заседании Комитета министров выступил председатель Св. синода митрополит С.-Петербургский Антоний (Вадковский). Он указал, что в связи с предполагаемым изменением государственной политики, касающейся вероисповеданий, необходимо менять и правовое положение РПЦ в государстве. Митрополит объяснял это тем, что в противном случае Православная церковь может оказаться единственной из всех конфессий, стесненной в своих действиях. Например, если остальные вероисповедания получат свободу проповеди, то «господствующая» вера, связанная административными и идеологическими узами с государственным аппаратом, не сможет воспользоваться предоставленными правами.

Митрополита Антония поддержал председатель Комитета министров С.Ю.Витте4. В феврале 1905 г. он внес на обсуждение правительства записку «О современном положении Православной церкви». В ней говорилось о необхо-

2Флоровский Георгий, протоиерей. Указ. соч. С. 476; Данилушкин М.Б., Никольская Т.К., Шкаровский М.В. и др. Указ. соч. С. 64.

3 ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 192. Л. 1.

Через 8 дней после этого обещания императора дать религиозные свободы, 20 декабря 1904 г., Россия после 11-месячной обороны бесславно потеряла Порт-Артур (см. об обороне крепости подробнее, например: Большая советская энциклопедия (далее — БСЭ). М., 1975. Т. 20. С. 379— 380, Т. 22. 1975. С. 425—428).

На это событие лидер большевиков отозвался так: «Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма. ...Самодержавие ослаблено. В революцию начинают верить самые неверующие. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции» (Ульянов В.И. (Ленин). Падение Порт-Артура/ЯТСС. М., 1960. Т. 9. С. 158—159).

4 О необходимости созыва Поместного собора РПЦ говорилось и раньше: еще 23 сентября 1904 г. император в своем письме К.П.Победоносцеву признавал необходимым созыв Всероссийского цер-ковного собора. На нем, среди прочего, по мысли Николая II, должен был найти разрешение вопрос об отношении РПЦ со старообрядчеством. Мысль о Соборе «давно уже таится в моей душе», — писал оберпрокурору император (Император Николай II и Поместный собор Русской православной церкви ... Указ. соч. С. 69).

74

димости отмены Петровской реформы церковного (синодального) управления, созыве собора и восстановлении «соборности» во всей жизни РПЦ. В частности, Витте ссылался на слова видного богослова РПЦ, преосвященного Сергия (Страгородского): «Объявить теперь свободу совести для всех — это значило бы всем развязать руки, а деятелей Церкви оставить связанными»5. В записке намечалась предварительная программа преобразований: обновление прихода, материальное обеспечение духовенства, децентрализация церковного управления и преобразование духовных школ. Витте был затронут и вопрос об отчужденности от церкви интеллигенции, которой сама церковь должна была сделать шаг навстречу6.

В то же время, в феврале 1905 г., столичный митрополит Антоний (Вадковский) составил для Витте записку «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной церкви». В ней рассматривались вопросы реформы церковного управления, и перед властью ставился принципиальный вопрос: не настало ли время для ослабления контроля государства над церковью? Тем самым речь заходила о необходимости предоставления церкви свободы управления и об уменьшении компетенции обер-прокурора Св. синода. Таким образом, два представителя высших органов светской и церковной власти высказали практически единую позицию о неотложном проведении комплексной церковной реформы.

Однако резко против таких намерений изменить форму установившихся взаимоотношений между церковью и государством высказался обер-прокурор Св. синода К.П.Победоносцев. 2 марта 1905 г. он направил императору специальное письмо, в котором заявил о своем категорическом несогласии с позицией Витте и Антония. В контексте письма о столичном архиерее фактически говорилось как о политическом авантюристе, преследовавшим в деле церковной ре-

5 Цит. по: Флоровский Георгий, протоиерей. Указ. соч. С. 476. 6Там же. С. 476—477; Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 151—152.

75

формы свои корыстные цели. (В случае установления патриаршества Антоний, как столичный архиерей, имел реальные шансы возглавить РПЦ). 13 марта Победоносцев убедил императора, чтобы вопрос о церковных преобразованиях был передан для рассмотрения из Кабинета министров в Св. синод. Победоносцев мотивировал свою точку зрения тем, что если органы государственной власти займутся вопросами реформирования РПЦ, то тем самым авторитет Св. синода будет умален, вследствие чего могут произойти крупные внутрицерковные осложнения7.

Через несколько дней, 17-го числа, до членов Св. синода было доведено решение Николая II о предоставлении им права рассматривать вопрос о преобразованиях в церковном управлении. На следующий день синодалы подготовили и подписали специальное обращение к государю. В нем они поблагодарили императора за почин церковным преобразованиям, упомянув при этом патриаршество и соборность как древние формы церковного управления. Тем самым был сделан намек, что поскольку инициатива реформ исходит сверху, а члены Синода — лишь исполнители высочайшей воли, то царь должен-де принять их волеизъявление как изошедшее вроде как от него самого8.

На заседании Св. синода 22 марта 1905 г. архиереями было принято решение ходатайствовать перед императором о созыве в Москве всероссийского собора епархиальных епископов для учреждения патриаршества и для обсуждения перемен в церковном управлении. Синод при этом должен был стать совещательным органом при первопрестольном архиерее. Причем мотивировка восстановления патриаршества была следующей: «чести ради Российского государства». На следующий день об этом решении Синода было доложено Николаю II9.

Надежды на скорое восстановление в РПЦ и патриаршества, и соборной формы управления зазвучали со стороны и других иерархов. Например, об этом высказался викарий С.-Петербургской митрополии епископ Нарвский Антонин (Грановский). 24 марта на страницах столичного издания появилась его небольшая статья, написанная витиеватым, отчасти эзоповым языком и в несколько мечтательном духе. В ней говорилось о патриархе как о духовном отце царя и как ходатае перед государственной властью за народ10. О необходимости церковной реформы открыто стали высказываться и другие архиереи. Причем с введением патриаршества они начали связывать освобождение церкви от «стеснений и указаний» светской власти11.

Однако зазвучали и протесты против проведения церковной реформы. Они стали раздаваться не только от обер-прокурора, но и со стороны разных групп духовенства и видных богословов — сторонников восстановления приходского самоуправления в рамках синодальной системы. В частности, звучали мнения о несвоевременности преобразований. Указывалось, что духовенство стремится освободиться от внешнего государственного контроля и надзора за своей деятельностью для того, чтобы делать в церкви все, что ему самому заблагорассудится12.

Тем временем в России все шире разворачивалось пламя революции. Оно заполыхало после событий в столице империи 9 января 1905 г. (Кровавого воскресенья). В тот день правительственными войсками было расстреляно направлявшееся к Зимнему дворцу мирное шествие. Причем в случившихся политических событиях присутствовал и церковный элемент, поскольку едва ли не организатором манифестации, двигавшейся с петицией к царю о нуждах рабочих, был священник Георгий Гапон13 — выпускник С.-Петер-



7 О дальнейшей переписке по данному вопросу С.Ю.Витте, К.П.По-бедоносцева и Антония (Вадковского) см. подробнее: Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 152—162.

8 Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 164.

9 Ореханов Георгий, иерей. На пути к Собору. Указ. соч. С. 69—70; Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 163—165.

76

10ЦВк. 1905. №12. С. 353.

11Там же. С. 354—355, 362—365.

12Там же. С. 355.

Подробнее об этом священнике и его «Собрании русских фабрично-заводских рабочих» см.: Соловьев Илия, дьякон. Дело Георгия Гапона //Церковь и время. М, 2005. № 2 (31). С. 199—211; а также в параграфе

77

бургской духовной академии. Помимо разраставшегося пожара революции, цепь неудач на море и на суше в ходе Русско-японской войны, отсутствие единомыслия в духовной и светской среде по вопросам церковного управления не способствовали проведению реформ духовного ведомства. Все это заставило Николая II 31 марта на предложение Св. синода созвать Поместный собор ответить отказом14.

Другой причиной отказа царя в созыве Собора было разногласие, определенное духовное размежевание, между ним и членами Св. синода, возникшее на состоявшейся по традиции после очередной (зимней) сессии Синода в 1905 г. Император высказал желание оставить престол в пользу наследника и принять монашество, предлагая себя синодальным членам в качестве кандидата на патриаршество. Молчанием архиереи дали понять, что на патриаршей кафедре они желали бы видеть кого-либо из своей среды. После принятия Николаем II патриаршего сана и воцарением на престоле его сына Алексея Николаевича в России установилась бы модель государственно-церковных отношений, подобная той, когда страной в XVII в. правил царь Михаил Федорович Романов, а церковью — его отец, патриарх Филарет15. Отрица-

«Георгий Гапон и «тайна» его влияния на рабочих» коллективной монографии: Карелии А.П., Пушкарева И.М., Королева Н.Г., Тютюкин С.В., Христофоров И.А. Указ. соч. С. 154—166.

14 ЦВ. 1905. № 14. С. 99; Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. СПб., 1991. С. 275—276.

15 Профессор Варшавского университета М.Зызыкин говорит, что мысли о принятии монашества у императора Николая II и его супруги возникли по меньшей мере в конце 1904 г. Вскоре после рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича царь и царица навестили с.-петербургского митрополита Антония (Вадковского) и попросили того дать благословение на отречение от прародительского трона в пользу своего сына с тем, чтобы самим постричься в монашество. Митрополит отказал в благословении на это решение, указав на недопустимость строить свое личное спасение на оставлении без крайней надобности своего царственного долга, указанного Богом. Он также предупредил, что в период регентства (во время малолетия наследника) страна может подвергнуться непредсказуемым опасностям, обусловленным отсутствием «легитимной» власти. По мнению митрополита, лишь по достижении цесаревичем совершеннолетия государь мог бы оставить свой многотрудный пост.

78

тельная реакция иерархов свидетельствовала об их стремлении иметь в институте патриаршества собственные выгоды, а не пользу для страны. После состоявшегося разговора Николай II перестал доверять синодальным владыкам как духовным пастырям. «Между ними и его сердцем, — отмечал С.А.Нилус, — утвердилась непроходимая стена». Внешне же император не проявлял своих чувств и продолжал общаться с архиереями по служебным делам, по мере надобности принимая их, награждая чинами и знаками отличия16.

Если Николай II не представлял осуществления в стране принципа разделения духовного от светского и видел идеал православной империи в слиянии государства и Православной церкви17, то архиереи стремились разграничить одно и другое, добиться собственной самостоятельности и определенной независимости от коронной администрации. В условиях начала XX в. идея российского духовенства о патриаршестве провоцировала разрыв единства церкви с государством. В схеме церковно-государственных отношений, которую отстаивала иерархия, патриарх мыслился как фактически неподконтрольное императору лицо, которое находится в некотором смысле не «при» царе (в качестве одного из наиболее приближенных советников), а «напротив» царя, в качестве определенного «противовеса» ему. Политическая

Зызыкин, повествуя об обоих случаях высказывания Николаем II желания принять монашество, говорит: «Оба раза государь склонился перед духовным авторитетом, но вопрос остается вопросом, было ли побуждение государя вопросом лишь личного спасения, а не выражением понятого им блага России» (Зызыкин М.В. Царская власть в России. М., 2004. С.590).

16 Нилус С. На берегу Божьей реки. Ч. 2. М., 1992. С. 145—147.

См. также: Жевахов Н.Д. Указ. соч. Т. 2. С. 270; Зызыкин М.В. Указ, соч. С. 590.

Петербургский историк С.Фирсов данное повествование о желании Николая II принять монашеский постриг и бремя патриаршеского служения относит к разряду апокрифических сказаний. Однако, основываясь на нем же, а также на ряде других «легенд», Фирсов делает вывод об отсутствии духовной близости императора с церковной иерархией, которую Николай II воспринимал по большей части как «духовных чиновников» (см.: Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 61—64).

17 Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 41.

79

подоплека патриаршества была такова, что в лице первопрестольного архиерея император мог получить центр оппозиционно настроенных сил клерикализма. Тем более, что в непростой политической обстановке, которая была в стране в 1905 г., в духовной среде наблюдалось охлаждение верноподданнических чувств. Понятно, что при возникновении каких-либо (пусть даже незначительных) разногласий между церковной и государственной властями патриарх мог перейти в открытую оппозицию царю. При этом он был бы фактически «недосягаем» для императора: в случае, например, суда над патриархом для рассмотрения его дела следовало бы приглашать «равночестных» тому по сану восточных первосвятителей (как в случае с патриархом Никоном в 1666 г.). При этом государству грозила бы вероятность церковно-политического раскола, аналогичного расколу XVII в., что в условиях нарастания революционного движения могло послужить катализатором революции. По сути патриарх нужен был революционному движению как сила, с помощью которой можно было бы ускорить падение (или свержение) са-

модержавнои власти помазанника Божьего .

Помимо обнаружившегося взаимного непонимания императора и влиятельных представителей высшей церковной иерархии, налицо было расхождение синодального обер-прокурора К.П.Победоносцева с большинством архиереев РПЦ. Известно нелицеприятное высказывание Победоносцева о современных ему епископах: «Где уж там толковать о высоких добродетелях. Хоть бы с ума не сходил, хоть бы дурака не валял: и на том слава Богу». Эти слова, приведенные в письме митрополита Антония (Храповицкого) к Ю.П.Граббе (впоследствии известному как протопресвитер Георгий, а позже — епископ Григорий), названы автором хотя и «циничными, но близкими к печальной правде» . Фактор наметившегося размежевания царя и обер-прокурора с церковными иерархами сыграл не последнюю роль в ре-

18 Жевахов Н.Д. Указ. соч. Т. 2. С. 278.

19 Письма блаженнейшего митрополита Антония ... Указ. соч. С. 229.

80

шении отложить созыв Поместного собора.

Одной из главных причин задержки созыва Собора и проведения церковной реформы было отсутствие в России особого законодательства по церковным делам20. Устоявшиеся за два столетия отношения государства и церкви были закреплены рядом законодательных актов, пересмотр которых являлся чрезвычайно сложной задачей. Разрушение синодальной системы и проведение радикальных преобразований в церковном управлении грозили разорвать союз империи и Православной церкви и даже привести к отделению последней от государства. Перестройка религиозного фундамента монархии грозила обрушением всего здания православного государства. Тем более, что в глазах простого народа представить Церковь и Царство существующими отдельно и независимо друг от друга психологически было невозможно. Поэтому Николай II, следуя советам К.П.Победоносцева, не только не торопился с проведением церковных реформ, но и осуществлял политику «подмораживания», оставляя государственно-церковные отношения в неизменном виде21.

Государственная вероисповедная политика претерпела серьезные изменения после 17 апреля 1905 г. В тот день, в условиях нарастания массового леворадикального движения22, император издал указ «Об укреплении начал веротер-

20 Ольденбург С.С. Указ. соч. С. 508.

21 Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 42, 47—51.

В течение всего 1905 г. революционные беспорядки принимали все более и более широкий размах. Страну охватили мощные стачки. К весне—лету расширилась социальная база революции: к рабочим присоединились крестьянские массы (бунты охватили 1/6 часть уездов страны), а также отдельные части армии и флота (вспомнить, например, начавшееся 14 июня восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»).

Перед правительством Николая II встала дилемма: или продолжать крайне непопулярную войну с Японией до «победного конца», или заключением мира попытаться погасить социальный кризис. Выбран был второй вариант. И вскоре, 23 августа (5 сентября) 1905 г., Русско-японская война завершилась подписанием в г. Портсмуте в США (штат НьюГемпшир) мирного договора. Согласно этому документу — выгодному в целом для потерпевшей поражение страны — Россия потеряла сферы влияния в Китае и Корее, а также часть своих территорий: Южный Саха-

81

пимости» . Согласно ему, всем русским подданным предоставлялось право исповедовать любое вероучение, а все религии России уравнивались в правах (т.е. православие фактически встало в разряд с иноверными исповеданиями). При этом доминирующее (господствующее) положение РПЦ в государстве ослабло, ухудшилось по сравнению с тем, которое она имела до выхода этого царского указа: православная вера оказалась единственной среди всех конфессий, сохранившей неразрывную связь с государственным аппаратом. Во внутренние же дела остальных исповеданий государство не вмешивалось. Ситуация сложилась абсурдная: инославные и иноверные конфессии, наделенные правами свободы совести, оказались в более выгодном положении, чем господствующая Церковь, не имевшая структурной самостоятельности. С целью же ограждения своей паствы от влияния иноверия РПЦ должна была опираться уже не на коронную администрацию, а на свои внутренние силы.

Царский указ «о веротерпимости» имел не только политическое, но и психологическое значение: после его выхода у консервативной части общества пошатнулась вера в царское правительство, которое во время роста революционных выступлений фактически отказалось от политического покровительства православию.

Возможность решения наболевших вопросов церковной

лин (ниже 50-й параллели) и острова Курильской гряды.

Российская общественность всю вину за военные неудачи возложила на царское правительство. Поражение в войне лишь усилило революционное движение. К осени его волна охватила буквально всю страну. Число участников забастовок постоянно увеличивалось, их требования становились все более радикальными. Причем до 75 % выступлений носило политический характер. В октябре разрозненные забастовки переросли во всероссийскую политическую стачку, охватив крупнейшие предприятия столицы, практически все промышленные центры и транспортные узлы страны. В стачке участвовало до двух миллионов человек.

При этом в стране установилось определенное политическое равновесие: революционные силы не могли устранить от власти царское правительство, которое, в свою очередь, не имело сил подавить революцию. Политические реформы были неизбежны.

23 Правительств, вести. СПб., 1905. № 86. С. 1—2; ЦВк. 1905 № 17 С. 532—534.

82

жизни стала связываться со скорейшим созывом Поместного собора РПЦ. Подготовка к нему привлекла внимание высших органов власти. В конце июля 1905 г. обер-прокурор К.П.Победоносцев обратился ко всему российскому епископату с просьбой прислать в Синод свои предложения о преобразованиях в церкви24. Отзывы архиереев поступали в духовное ведомство с конца октября 1905 г. по начало весны следующего года. Их систематизация завершилась в 1906 г. и оформилась в виде трехтомного сборника25. Выяснилось, что почти весь епископат (за исключением трех епископов: Туркестанского Паисия (Виноградова)26, Подольского Пар-

24 Незадолго до этого, 14—15 (27—28) мая 1905 г. Россия пережила крупное военное поражение: в Корейском проливе у о-ва Цусима была разбита Тихоокеанская эскадра. Ее гибель послужила поводом для заключения мира между воюющими странами: без флота Россия уже не могла победить Японию. Мирный договор между воюющими сторонами был подписан 23 августа 1905 г. (см. подробнее: БСЭ. 1978. Т. 28. С. 606).

25 Отзывы епархиальных архиереев ... Указ. соч.

26 Епископ Паисий (Виноградов) приводил следующие доводы против восстановления патриаршества: 1) патриарх без получения какой-то особенной власти не сделает для блага Церкви более того, что может сделать Св. синод; 2) патриарх с особенной властью легко может допустить много злоупотреблений; 3) патриарх должен своими благоразумием, святостью и благочестием превосходить всех архипастырей, без чего он может унизить свой великий сан и потерять всякое уважение; 4) история Русской церкви показывает, что без патриарха Церковь может управляться не хуже, чем при патриархе; 5) та же история убеждает, что патриархи ничего особенно полезного для Отечества не могут сделать; 6) история церковная показывает, что в нашей Церкви и всех других церквах проис-ходили распри и весьма печальные события при патриархах, которые были почти главной причиной разделения церквей и введения разных злоупотреблений; 7) патриаршеский сан, возвышая патриарха пред всеми другими епископами, способствует ложному и крайне вредному самомнению; 8) говорят, что обер-прокурор стесняет Св. синод. Но и волю патриарха еще легче стеснить. Если ныне обер-прокурор стесняет членов Св. синода, то в этом виноваты сами члены Св. синода, потому что при их полном единомыслии не только обер-прокурор, но и сам император не может стеснить Св. синод в его деятельности. Патриарха сместить весьма удобно, а всех епископов Св. синода — весьма трудно и даже невозмож-но; 9) наконец, учреждение патриаршества, иначе — особенное возвыше-ние одного епископа, несогласно с примером святых апостолов, из которых ни один не позволял придавать себе особенное значение, несмотря на выдающиеся качества. «Итак, — делал вывод владыка Паисий, — в учре-

83

фения (Левицкого) и Тульского Лаврентия (Некрасова)) требовал реформ, касающихся канонического устройства РПЦ и направленных на освобождение Церкви от государственной зависимости27. О неканоничности синодального строя говорили почти все. В «Отзывах ...» проводился тезис о необходимости реформирования центральных органов церковного управления и устройства епархиальной и приходской жизни.

Архиереи считали, что для осуществления этого замысла необходим созыв Поместного собора (соборы Русской церкви не собирались со времен упразднения императором Петром I патриаршества). К тому же иерархи настаивали на регулярности соборов. Большинство считало, что для Российской церкви насущно необходимым является восстановление патриаршества.

В целом епископат желал, чтобы правящая структура Российской церкви состояла из высшей инстанции — Поместного собора, его председателя — патриарха и действующего в промежутках между соборами Священного синода, руководителем (председателем) которого должен быть патриарх. (Предполагалось изменить и титулования: Синод вместо Святейшего называть Священным, а его прежнее наименование должно перейти патриарху). В ведении Поместного собора должны были находиться вопросы, касающиеся вероучения, выборов патриарха, открытия новых епархий, церковного суда, лишения епископов за проступки священного сана и проч. В ведении Св. синода должны были бы оставаться текущие дела, при решении которых он являлся

бы высшей административной и судебной инстанцией28 .

По вопросу государственно-церковных отношений епископат также был практически единодушен. По его мнению, государству надлежало покровительствовать церкви, но та должна быть автономна. Звучали высказывания, что органам царской и церковной власти необходимо иметь равную силу

ждении патриаршества нет ни нужды, ни пользы» (ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 196. Л. 12).

27 Ореханов Георгий, иерей. На пути к Собору. Указ. соч. С. 135— 136; ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 196. Л. 13—16.

28 ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 196. Л. 17—23.

84

и значение: первым — в государстве, а вторым — в церкви. С одной стороны — Государственная дума и Государственный совет, а с другой — Поместный собор и Священный синод29. Иначе, предлагалось «параллельное» устройство властей и разграничение областей их ведения. Архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский)30 полагал, что если постановления Собора и Св. синода будут касаться церковно-государственных отношений, то этим решениям необходимо придавать статус государственных законов. Причем порядок их принятия должен быть следующим: после соответствующего рассмотрения Государственной думой они должны утверждаться императором31.

Характерно, что во всех схемах церковногосударственных отношений, предложенных российскими архиереями, не находилось места помазаннику Божьему — императору32. И это несмотря на то, что в исторической практике Восточно-Православной церкви (в первую очередь в Византии) цари имели несомненные церковные полномочия. Императоры обеспечивали согласованность государственного и церковного законодательств. Они созывали Все-

29 ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 196. Л. 11, 28—30.

30 См. о нем подробнее: Состав Святейшего ... на 1917 год. Пг., 1917. С. 36—37; Всеподданнейший отчет ... за 1905-1907 гг. СПб., 1910. С. 68; Одинцов М.И. Русские патриархи ... Указ. соч. С. 150—153, 201, 204— 205.

31 Панков А. Об исправлении перевода богослужебных книг и о преобразованиях в наших богослужебных чинопоследованиях /ЛДВ. 1907. Прибавл. к № 38. С. 1635; Поспеловский Д.В. Указ. соч. С. 27; Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 193—215.

32 Буквально сегодня на страницах современного научно-богословского журнала о смысле таинства миропомазания царей говорится, что в «традиционном церковном понимании» помазание царей означает ограничение функций верховного правителя нормами христианского закона, а не предоставление светской власти права вмешиваться в церковную жизнь (см.: Соловьев Илия, дьякон. Собор и патриарх. Указ. соч. С. 168). Очевидно, что «отказ» со стороны духовенства царям в обладании «права вмешиваться в церковную жизнь» фактически означает отказ им в обладании церковной властью. Т.е. среди современных богословов, носящих церковный сан («священства»), идет — в определенном смысле — противостояние «царству».

85

ленские соборы, следили за их деятельностью, утверждали их постановления и председательствовали на них. Православные самодержцы издавали постановления об открытии новых епархий, назначали епископов на вакантные церковные кафедры, награждали архиереев высшими церковными наградами, осуществляли внешний контроль за духовенством (в частности, следя за его благочестием). К ним, как к высшим судебным инстанциям, обращались осужденные по церковным делам. Императоры иногда вносили радикальные изменения в существующее церковное устройство, возводя отдельные области в положение автокефальных епархий33 (то есть независимых от центральной церковной власти) и проч. В области вероучения императоры издавали, помимо соборов, церковные законы и наблюдали за исполнением церковных норм, издавали указы о повсеместном употреблении на богослужениях некоторых православных гимнов (например, «Единородный Сыне и Слове Божий», «Трисвятое»).

Кроме этого, в практике Восточной церкви само царское звание считалось особым чином церковной иерархии: цари зачастую назывались «внешними епископами» церкви34. Помазанники Божьи (так именовались цари в Священном Писании: например, в I книге Царств) принимали определенное участие при церковном богослужении. Таинство миропомазания, совершаемое над императорами и уподоблявшее их Христу, открывало перед ними определенные церковные преимущества. В дни венчания на царство они входили в алтарь через открытые «царские врата», называемые так (согласно русской традиции) потому, что во время богослуже-

ния через них исходит Царь Славы, то есть Христос. (Кроме царей, в определенные моменты богослужения «царскими вратами» могли входить архиереи и священники. Даже дьяконы не могли пересекать их). Во время литургии цари причащались в алтаре, в одно время со священнослужителями и, как и те, непосредственно из св. Чаши. Следовательно, по церковным полномочиям цари занимали особое место: выше низшего клира и даже монашества, и почти в одном ряду со священнослужителями35. В византийской традиции участие императоров в службах было еще более широким, что давало основание говорить о них как о священниках.

Таким образом, церковная власть царя распространялась на область церковно-правительственного управления (юрисдикции), на охрану вероучения и соблюдение церковного благочиния. Она также давала право самодержцу, как помазаннику Божьему, принимать определенное участие в православном богослужении. О церковной власти православного самодержца говорилось в богослужебных книгах и обрядах Православной церкви, а также в «Основных законах» Российской империи.

В богослужебном чине коронования и миропомазания на царство император благословлялся Богом не только как глава государства, но — главным образом — как носитель теократического, церковного служения. В молитвах этого чина говорилось, что император стоит главой не над нацией, не над государством, но над народом Божьим, то есть над церковью36.

В «Своде законов» империи церковные полномочия царя формулировались следующим образом:

«Ст. 64: Император, яко Христианский Государь, есть



33 Автокефальная церковь — (в буквальном переводе с греческого) — самоглавенствующая. Образование такой церкви, называемой иначе поместной, совершается с согласия государственной власти, и самостоятельность ее канонически устанавливается признанием со стороны той церкви, из которой она выделилась (см. подробнее: ППБЭС. Т. 1. С.44— 45).

34 Суворов Н.С. Учебник церковного права. М, 1913. С. 40—42, 76— 77, 210—211; 216 и др.; Асмус Валентин, протоиер. Седьмой Вселенский собор ... Указ. соч. С. 47—68.

86

35 См. подробнее: Успенский Б.А. Литургический статус царя ... Указ. соч. С. 130—170.

36 В частности, в молитве «Господи Боже наш, Царю царствующих» говорилось, что император поставлен 2над языком (по-русски — над народом) Твоим, притяжанным честною Кровию Единородного Твоего Сына» (Чин действия, каким образом совершилось Всевысочайшее Его Императорского Величества коронование по церковному чиноположению //RA. 1996. № 1. С. 164—186).

87

верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

Ст. 65: В управлении Церковном Самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного»37.

Вышеперечисленные факты позволяли рассматривать царскую власть как институт не только государственный, но и церковный. В результате чего большинством населения империи царствующий монарх воспринимался скорее не как «хозяин земли Русской», а как религиозный лидер страны38.

Однако, несмотря на вышеперечисленное, практически все архиереи РПЦ при обсуждении церковной реформы высказывали пожелания, чтобы, во-первых, изъять область церковных дел из ведения царской власти и, во-вторых, передать управление церковью исключительно органам выс-шей духовной власти, неподконтрольным фактически никому, кроме церковных инстанций: Собора, патриарха и Синода. То есть епископат РПЦ выступал если не за «отделение», то за некоторое «отдаление» церкви от государства.

Такую точку зрения высказывали некоторые архиереи, предлагавшие изменить церковное поминовение императора и царствующего дома. Так, архиепископ Варшавский и Привислинский Иероним (Экземплярский) и епископ Самарский и Ставропольский Константин (Булычев) считали, что в чине архиерейского служения литургии необходимо отменить поминовение государя на великом входе, а также его многолетствование в так называемой «великой похвале» на малом входе и в конце богослужения39. Кроме того, епископ Кон-

37СЗРИ. 1912. С. 18.

38 Фирсов С.Л. Русская церковь ... Указ. соч. С. 40.

39Литургия — название главнейшего из христианских богослуже-ний. Совершается практически ежедневно (кроме дней, установленных церковными правилами).

Великий вход — прохождение служителей церкви вокруг алтарного престола в предшествии свещеносца и при открытых царских вратах. Бывает только на литургии, во время пения Херувимской песни, когда церковные священные сосуды переносятся с жертвенника на престол.

Малый вход — прохождение служителей церкви вокруг алтарного

88

стантин из чина литургии, совершаемой священником, предлагал исключить воззвание дьякона «Господи, спаси благочестивыя»40, что также свидетельствовало об определенном нежелании молиться за императора, поскольку определение «благочестивые» по византийской традиции относилось именно к императору («Благочестивейшему, Самодержавнейшему») и царствующему дому41.

Таким образом, в 1905 г. обнаружилось стремление епископата РПЦ не только увеличить свою роль в государственном управлении, вплоть до участия в законодательной деятельности, но и осуществить это за счет ограничения власти императора в церкви. Об организации и усилении в России «воинствующего клерикализма» указывал очевидец событий В.Ульянов (Ленин). Он отмечал, что в период первой революции этот процесс существовал, хотя и имел скрытую форму42. Рассмотрение же процесса клерикализации является областью известной историко-богословской проблемы «священства-царства».

***

Высшее духовенство не было единственной прослойкой в РПЦ, которая в 1905 г. выступила за проведение преобразований в духовной сфере. Еще раньше них возвысили свой голос приходские пастыри столицы империи. В феврале—

престола в предшествии свещеносца и при открытых царских вратах. В данном случае речь идет о входе с Евангелием, осуществляемом во время литургии и символизирующем явление Иисуса Христа на проповедь (см. подробнее: ППБЭС. Т. 1. С. 580, Т. 2. С. 1529—1530).

«Великая похвала» осуществляется при архиерейском служении литургии в конце чинопоследования малого входа, перед пением «Трисвятого». До 1917 г. во время нее последовательно возглашались многолетия Синоду, императору, церковным иерархам, государственным чиновникам, военачальникам и всем православным (см. подробнее: Булгаков С.В. Указ, соч. Т. 1.С. 928).

40 Отзывы епархиальных архиереев ... Указ. соч. Ч. 1. С. 442, Ч. 2. С. 287.

41 См. об этом: Дмитриевский А.А. Служебник — книга таинственная. Киев, 1903. С. 13—14.

42 Ульянов В.И. (Ленин). Классы и партии ... Указ. соч. С. 429—438.

89

марте 1905 г.43 в С.-Петербурге с разрешения митрополита Антония (Вадковского) для обсуждения вопросов церковной жизни сформировалась инициативная группа приблизительно из тридцати священнослужителей (публиковавшая статьи с подписью «группа 32 священников»)44. Несколько месяцев спустя эта группа, расширив свой состав до 60 человек, стала называться «Союзом церковного обновления», неофициально — «Союзом ревнителей церковного обновления», а летом 1906 г., зарегистрировавшись, — «Братством церковного обновления»45. Входившие в них клирики проводили активную общественную деятельность, выступая за проведение церковных реформ, в частности, на страницах печатных изданий. Они, помимо прочего, ратовали за широкое участие духовенства в общественной жизни, за то, чтобы церковь перестала выполнять государственную функцию «охранения основ'« монархического строя, не связывала себя ни с какой формой политического устройства страны. Последнее свидетельствовало о том, что отдельные столичные пастыри фактически отрицали Богопомазанность монарха, считая, что необходимо разделение властей — светской и духовной.

Новый этап деятельности «обновленцев» начался после появления 17 октября 1905 г. высочайшего манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка»46. В нем

говорилось о даровании российским подданным «незыблемых основ гражданской свободы»: свободы совести, слова, собраний, о разрешении создания политических союзов и партий, объявлялось о созыве Государственной думы и проч.47 Следующий после выхода манифеста день в
 

 КНЯЗЬ! - 07.01.2009 15:43
 Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.0; ru-RU) AppleWebKit/525.27.1 (KHTML, like Gecko) Version/3.2.1 Safari/525.27.1

Андрей! - это продолжение той оборванной статьи.
Здесь второй части нет, только то что просто не вместилось, вот окончаие
этого рассуждения.
==================================== ====
Каким образом надо относиться к Февральской революции православному человеку, достаточно ясно сказано устами великого святого нашего времени свт. Иоанна Максимовича: «…Преступный мятеж и предательство в 1917 году направили исторический ход событий совершенно другим путём. Государь император Николай Александрович был вынужден при жизни своей отречься от Престола, но, не желая разстаться с сыном, помимо него передал наследство Великому Князю Михаилу Александровичу. Последний, видя себя окружённым главарями мятежа, отказался воспринять власть до выяснения воли всего русского народа и призвал всех подчиниться до сего времени правительству, возникшему во время мятежа и захватившему к моменту отречения всю полноту власти. Вскоре после сего Государь с своей семьёй, Великий Князь Михаил Александрович и многие другие члены Царского Дома были арестованы и сосланы Временным Правительством, которое через полгода, не испрашивая воли русского народа, провозгласило республику. Обманувшие Царский Дом и русский народ люди не смогли удержать власть в своих руках, так её взяло новое правительство, так же самочинно возникшее, но более организованное, чем первое [13">» Цель данной работы – это не попытка обвинить архиереев Православной церкви в пособничестве революции или заклеймить их за бездействие, но выяснить причины русской трагедии, которая продолжается и поныне. Конечно, если бы архиереи были до конца преданы идее Самодержавия и нелицемерно любили последнего Императора, то смогли бы активно противостоять февральской революции. Напомним, что в те дни все взоры народа были обращены на церковь. Но химера свободы, пусть даже на короткое время, затуманила взоры некоторых архиереев, но и этого было достаточно, чтобы произошло то, что произошло. Это должно послужить для нас важным духовным уроком: даже самое маленькое поддакивание лжи, самое незначительное непротивление злу в переходный решающий час, приводит к несоразмерной, казалось бы, по масштабам трагедии. Также из этого опыта православный русский человек, искренне верующий в Бога, может получить ответ на исконный вопрос: «Что делать?».

Необходимо отметить характерные черты всех этих выступлений. Часто по содержанию они настолько похожи, что, может показаться, писались по трафарету. Свершилась воля Божия, народ свободен от присяги, следовательно, обратного пути нет, и надо во всём подчиниться Временному правительству, составленному из народных избранников, взявших на себя крест спасения России, и, разумеется, продолжить войну (неизвестно уже, во имя чего) до победного конца. При этом выражается радость по поводу обретённой, наконец, свободы Церкви.

Священноначалие по отношению его к свержению Императора и Временному Правительству можно разделить на следующие группы.

1) Сознательно поддержавших революцию, считавших необходимым заменить монархию на более совершенный республиканский строй.

2) Поддерживавших ранее самодержавие, но с радостью принявших его свержение, обольстившихся мнимой свободой.

3) Посчитавших, что ради порядка в стране и продолжения войны необходимо поддержать временное правительство после отречения Императора

4) Непринявших новой власти
 

 Андрей - 07.01.2009 17:27
 Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.0; pt-PT; rv:1.9.0.5) Gecko/2008120122 Firefox/3.0.5

Вячеслав написал:
“я ж не сравнения просил, а чёткого и недвусмысленного определения в стиле "это есть то-то, то-то и то-то". Иначе непонятно, о чём дискуссию вести.”-
«ТО ,ЧТО НЕМЦУ ХОРОШО, ТО РУССКОМУ СМЕРТЬ». Ну хорошо , запад он тоже имеет некоторую НЕОДНОРОДНОСТЬ. Когда говорят ЗАПАД на мой взгляд имеют ввиду АНГЛО-САКСОНСКУЮ его часть , а КАЛЬВИНИЗМ –его духовное содержание. Все выхолощенные в духовном отношении протестантские религии – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ МНОГОВЕКОВОЙ РАБОТЫ ВАРВАРСКОГО СОЗНАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА !!! Вошли дикари в Рим , ограбили , и нашли там под грудами обломков ИСТОЧНИКИ ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ И СИЛЫ. ПОТОМУ , ЧТО «ЗНАНИЕ-СИЛА» , ПОПОЛЬЗОВАЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ, но НЕУДОБНО КАК ТО ИМ ВСЕ БЫЛО , НЕ ДАВАЛО ЭТО ЗНАНИЕ РАЗВЕРНУТЬСЯ, УДОВЛЕТВОРИТЬ СВОИ ТЕМНЫЕ ВАРВАРСКИЕ ЖЕЛАНИЯ И СТРАСТИШКИ. ТУТ ЕЩЕ КОНСТАНТИНОПОЛЬ ДОСАЖДАЛ СО СВОИМИ –СОВСЕМ ДАЖЕ ЧУЖДЫМИ И НЕПОНЯТНЫМИ ДЛЯ В ОБЩЕМ ТО ДИКАРЕЙ ГЕРМАНСКИХ ТРАДИЦИЯМИ И ДУХОВНОСТЬЮ. НАШЛИ СПОСОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАТЬ СВОЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ – ВОТ МОЛ АПОСТОЛ ПЕТР – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КАМЕНЬ , А КОЛЬ ОН БЫЛ ЕПИСКОП РИМСКИЙ , ТО ОТСЮДА ЛОГИЧЕСКИ ВЫТЕКАЕТ , ЧТО ВСЕ ЕПИСКОПЫ РИМСКИЕ – ЭТО РЕПЛИКИ (почти ,что клоны с точки зрения католических богословов) АПОСТОЛА ПЕТРА , КОТОРОМУ САМ СПАСИТЕЛЬ СКАЗАЛ , ЧТО СДЕЛАЕТ ЕГО «ОСНОВОЙ ЦЕРКВИ КОТОРУЮ И ВРАТА АДОВЫ НЕ ОДОЛЕЮТ». Ну было бы желание всегда можно найти причину и объяснение СВОЕГО СВИНСТВА И ДАЖЕ ВОЗВЕСТИ ЭТО СВИНСТВО В СТЕПЕНЬ ДОСТОИНСТВА. Вот собственно говоря так была переработана ХРИСТИАНСКАЯ ДОКТРИНА ПОД НУЖДЫ ГЕРМАНСКОГО МЯСНИКА.
Вот и все , это основа отличия , НАШЕГО ВИЗАНТИЙСКОГО ДУХА (который неустанно пытаются выхолостить) от духа ВАРВАРОВ ВЕСТГОТОВ, которые вместо истинной духовной цивилизации создали изощренную техногенную структуру которая пожирает их самих , ОНИ СКОНСТРУИРОВАЛИ МОНСТРА КОТОРЫЙ ИХ ЖЕ И ПОЖИРАЕТ!!!
И НАС ВЗЯЛИ НА АБОРДАЖ , ЭКСПАНСИЯ- ЭТО ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СУЩНОСТИ ВАРВАРСКОГО (сегодня называется буржуазного) сознания, КОТОРОЕ ПРИВЫКЛО СВОЕ БЕЗОБРАЗНОЕ УРОДСТВО ПРИКРЫВАТЬ ЭСТЕТИКОЙ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА.
 

 Вячеслав - 07.01.2009 18:51
 Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.0; ru; rv:1.9.0.5) Gecko/2008120122 Firefox/3.0.5

Андрей, спасибо, это всё замечательно, но это не ответ на мой вопрос
Может быть, г-н Князь что-нибудь скажет?..
 

 Андрей - 07.01.2009 19:49
 Mozilla/5.0 (Windows; U; Windows NT 6.0; pt-PT; rv:1.9.0.5) Gecko/2008120122 Firefox/3.0.5

" спасибо, это всё замечательно, но это не ответ на мой вопрос"- Интересно , это "не ответ", а какого вы ответа ОЖИДАЕТЕ ? Вы так ставити вопрос как буд то вы знаете ответ и экзаменируете нас, если у вас есть свой ответ , скажите нам в конце концов , что же такое запад? Не томите душу. Мы ждем с нетерпением!!!
 

«Первая <  852 | 853 | 854 | 855 | 856 | 857 | 858 | 859 | 860 | 861 |  > Последняя» 


Форма для отправки комментариев

(Ваш комментарий будет проверен модератором.

С уважением, Администрация сайта.)

Имя (обязательно):

E-mail:

Комментарий (обязательно):